Особый вид святости

Юродство как особый вид святости

Одни считают, что юродивый – это глупый, душевнобольной человек, а другие отличительной чертой юродивого ради Христа считают наличие смирения.

Часть людей уверена, что юродивый способен напрямую обличать власть, а также словесно атаковать общество, отклонившееся от праведных норм поведения. Но кто такие юродивые на самом деле и какой подвиг они совершили?

В славянских книгах юродивый – это «похаб», который Христа ради занимается «похабством». Он прикидывается «похабом», показывая тем самым, что мир прикидывается христианским. Если христиане отвечают на обличения юродивого агрессией, значит, они не христиане. Ведь христианин после пощёчины должен подставить для удара и другую щеку.

Аскетический подвиг юродивых

Юродивым не интересны земные блага и удобства. Летом и зимой они ходят босиком, в скудной одежде и даже без неё, прилюдно испражняются, их речь бессвязна, лишь одни намёки да иносказания. Ещё были блаженные юродивые, производившие впечатление слабоумных, и такие, кто принимал подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславие ради Царства Небесного.

Некоторых из них боялись даже цари. Это подвижники, отдавшиеся служению Богу и ближним ради исправления их грехов и пороков.

Обличая грехи сильных и слабых, юродивые зачастую подвергались побоям и насмешкам, при этом не проявляли злопамятства и никогда не роптали, перенося унижения и оскорбления. Вы только подумайте, как можно любить и молиться за тех, кто тебя унижает и оскорбляет?

Стремление к нравственному совершенству

Но юродивые именно так и поступали – и в этом проявлялась их святость. Ещё одной причиной вступления в подвиг юродства являлось желание исполнить заповеди Божии и стремление к нравственному совершенству, в том числе уничтожение в себе очень опасного греха – гордости. Это борьба с самим собой, искоренение из своего сердца себялюбия и культивирование смирения.

Известно, что в XVI-XVII века к таким людям на Руси относились уважительно и народ разных рангов со смирением принимал обличение юродивого.

Юродивый ради Христа не безумный. Его поступки вовсе не бессмысленны, в них сокрыт смысл, который поддаётся расшифровке и зачастую придаёт мистический характер пророчествам и укоризнам юродивого.

Мудрость юродивых

Как-то на рынке Василий Блаженный намеренно опрокинул лоток с калачами. Разгневанные торговцы сильно поколотили юродивого. Но позже владелец опрокинутого лотка признался, что в муку, из которой были изготовлены калачи, подсыпал мел.

Были и такие юродивые, которые нарушали пост, чем и вызывали гнев у духовенства. Но сами они это объясняли тем, что вера священнослужителей стала поверхностной, а без любви к Богу и ближним пост теряет смысл.

«Их почитали пророками – явно обличаемые ими говорили: „Это по грехам моим”. Если они что брали в лавке, торговцы ещё благодарили», – пишет писатель и историк XVI века Сигизмунд фон Гербштейн.

Архивные находки

На Руси существовали как истинные юродивые, так и лжеюродивые (кликуши), преследовавшие корыстные цели. В давние времена не только на Руси, но и в Византии существовал закон о лжеюродстве. Юродство – это, пожалуй, единственная форма подвига, который трудно определить.

В XVIII веке юродивых стали страшно преследовать, власти уже не хотели терпеть обличений юродивых. Об этом имеются архивные записи тех времён. Им приходилось спасаться от преследований в старообрядческих общинах и купеческих семьях. В итоге они стали просто безобидными попрошайками или приживалками при богатых домах.

В сегодняшнем мире нет места для юродивых, а хотелось бы, чтобы они были. Люди всё меньше обращают внимание на мораль и всё больше стремятся к получению выгод, зачастую любой ценой, пренебрегая честностью, правдивостью и милосердием. Хотелось бы, чтобы «мудрая глупость» юродивых восторжествовала над «глупой мудростью» обывательского мира.