Великомученица Кетевана

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ке­те­ва­на про­ис­хо­ди­ла из цар­ского ро­да Баг­ра­ти­о­ни и бы­ла пра­внуч­кой ца­ря Кар­та­лин­ско­го Кон­стан­ти­на (1469–1505). Став су­пру­гой Да­ви­да, на­след­ни­ка ца­ря Ка­хе­тин­ско­го Алек­сандра II (1577–1605), она са­ма пра­ви­ла цар­ством. Глу­бо­кое бла­го­че­стие ца­ри­цы про­яви­лось в осо­бен­ном по­пе­че­нии о нуж­дах Гру­зин­ской Церк­ви, в по­стро­е­нии хра­мов, при­ютов и стран­но­при­им­ных до­мов. По­сле смер­ти му­жа свя­тая Ке­те­ва­на по­се­ли­лась в уеди­не­нии.

 

Брат ее му­жа Кон­стан­тин (про­зван­ный Ока­ян­ным) при­нял ма­го­ме­тан­ство и по на­у­ще­нию ша­ха Аб­ба­са I по­до­слал убийц к пре­ста­ре­ло­му от­цу, ца­рю Алек­сан­дру II, и бра­ту его Ге­ор­гию. Со­вер­шив пре­ступ­ле­ние, Кон­стан­тин ве­лел по­ло­жить те­ла уби­тых на вер­блю­дов и от­пра­вить их к ца­ри­це Ке­те­ване. Ужас­нув­шись зло­де­я­нию, ца­ри­ца опла­ка­ла без­вин­ных стра­даль­цев и по­хо­ро­ни­ла их в Алаверд­ском со­бо­ре. Нече­сти­вец, од­на­ко, по­сяг­нул на ее чест­ное вдов­ство и по­про­сил ее ру­ки, при­гро­зив в слу­чае от­ка­за при­нуж­де­ни­ем.

 

Ца­ри­ца Ке­те­ва­на со­бра­ла ка­хе­тин­цев и вы­сту­пи­ла про­тив Кон­стан­ти­на, раз­би­ла ве­ро­от­ступ­ни­ка и нече­стив­ца. Он на­шел бес­слав­ную смерть со мно­же­ством пер­сид­ско­го вой­ска. Под муд­рым прав­ле­ни­ем ца­ри­цы Ке­те­ва­ны в Ка­хе­тии во­дво­ри­лись мир и спра­вед­ли­вость. Шах Аб­бас I воз­вра­тил ей сы­на Тей­му­ра­за, ко­то­рый хо­тя и жил несколь­ко лет при его дво­ре в ка­че­стве за­лож­ни­ка, но со­хра­нил пра­во­слав­ную ве­ру в чи­сто­те. Впо­след­ствии шах Аб­бас, угро­жая Гру­зии опу­сто­ше­ни­ем, при­ну­дил ка­хе­тин­ских фе­о­да­лов к вы­да­че знат­ных за­лож­ни­ков. В их чис­ле по доб­ро­воль­но­му со­гла­сию ока­за­лась и ца­ри­ца Ке­те­ва­на. Же­лая от­вра­тить бе­ды от гру­зин­ско­го на­ро­да и Свя­той Церк­ви, она при­бы­ла в Ис­па­гань. Шах Аб­бас пред­ло­жил бла­го­вер­ной ца­ри­це при­нять ма­го­ме­тан­ство, но по­лу­чил ре­ши­тель­ный от­каз. То­гда ца­ри­ца Ке­те­ва­на бы­ла бро­ше­на в тем­ни­цу, где про­ве­ла де­сять лет, ис­пол­нен­ных му­чи­тель­ны­ми стра­да­ни­я­ми. Ни па­ко­сти от пер­сид­ских при­двор­ных, ни хит­рые пред­ло­же­ния ша­ха воз­ве­сти ее в ца­ри­цы пер­сид­ско­го го­су­дар­ства, ни пред­ла­га­е­мые ей ве­ли­кие со­кро­ви­ща, ни про­ше­ния и мо­ле­ния при­двор­ных и пер­сид­ской зна­ти по­ща­дить се­бя, про­из­не­ся лишь од­но хуль­ное сло­во на Хри­ста, – ни­что не мог­ло по­ко­ле­бать стра­да­ли­цы Хри­сто­вой. Ее пы­та­ли рас­ка­лен­ны­ми кле­ща­ми, по­ве­сив кре­сто­об­раз­но на де­ре­ве. На го­ло­ву свя­той му­че­ни­цы на­де­ли рас­ка­лен­ный до­крас­на же­лез­ный ко­тел. Гу­стой дым от за­го­рев­ших­ся во­лос и всей го­ло­вы под­нял­ся вверх, и бла­жен­ная му­че­ни­ца пре­да­ла Бо­гу свя­тую свою ду­шу 13 сен­тяб­ря 1624 го­да.

 

Три свет­лых стол­па, опу­стив­ши­е­ся на те­ло свя­той Ке­те­ва­ны, зна­ме­но­ва­ли ее ду­хов­ную по­бе­ду. Мо­щи свя­той ца­ри­цы Ке­те­ва­ны бы­ли пе­ре­не­се­ны в Рим, в со­бор свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, мо­на­ха­ми Ав­гу­стин­ско­го ор­де­на, быв­ши­ми сви­де­те­ля­ми ее ис­по­вед­ни­че­ско­го по­дви­га. Ча­сти мо­щей (чест­ная гла­ва и пра­вая ру­ка му­че­ни­цы) бы­ли пе­ре­да­ны ав­гу­стин­ски­ми мо­на­ха­ми ца­рю Тей­му­ра­зу I и по­ло­же­ны под пре­сто­лом Алаверд­ско­го со­бо­ра свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в Ка­хе­тии. Ка­то­ли­кос-пат­ри­арх За­ха­рия (1613–1630) при­чис­лил ве­ли­ко­му­че­ни­цу к ли­ку свя­тых и уста­но­вил ее па­мять 13 сен­тяб­ря.