О грехе

Недавно у преподобного Антония Великого прочитал, что Бог иногда по Своей мудрости прячет от человека знание о его доброте, о его возрастании. Чтобы человек не впал в гордость. И попускает ему грех, который человек не может преодолеть. Иногда это бывает блудная страсть. Одержание каким-то помыслом. И человек, борясь с этими помыслами, видя себя в скверне, не возносится, хотя может быть в очах Божиих он уже давно велик в каком-то своем делании. Бывает, что грех не преодолевается, потому что Бог отнимает помощь, чтобы человек не возгордился. А, бывает, что человек грех не изжил. Не весь внутренний человек сопротивляется греху. У блаженного Августина есть такое воспоминание о себе: он в юности с одной стороны просил Бога избавить его от греха, а естество его добавляло: «только не сейчас». Бывает нераскаянный грех — это тот, который мы не хотим признавать грехом. Например, есть соседка, которая плохо себя ведет и то, что я ее осуждаю, я не считаю грехом. У меня недостаточно чистый взгляд на себя, чтобы понять, что это тяжелый грех, который меня оскверняет.

 

Это длительный путь, когда человек начинает каяться. Господь помогает человеку увидеть свои грехи в течение многих лет. Святые отцы говорят, что если человек сразу увидел бы свои грехи, то впал бы в отчаяние, многие, может быть, даже наложили бы на себя руки. Потому что мы не смогли бы понести той мерзости, которую представляет собой наш грех. Мы бы этого не выдержали. Господь постепенно нам открывает. А в чем-то мы сопротивляемся, не хотим увидеть. Покаяние — постоянная составляющая духовной жизни человека, когда он медленно, с помощью Божией и своего труда изживает из себя грех, освобождается от него, выпрямляется из этого скорченного, изуродованного грехом состояния…

 

Протоиерей Федор Бородин